Выдавить гения из-под палки: великая «Одержимость» ритмом

Комментарии: 0 Просмотры: 459
26-11-2014, 23:21
«Я хотел, чтобы вы преодолели пределы ожидаемого…»
Выдавить гения из-под палки: великая «Одержимость» ритмом

Можно ли выбить гениальность из посредственного человека? Можно ли заставить талант проявить себя через боль, унижения и муки? Можно ли психологическим насилием, муштрой и жестью заставить божий глас внутри робкого мальчишки пульсировать ритмами запределья?
Узнаете, посмотрев гениальное, красивое и неординарное кино – «Одержимость».

Я знала, что Флетчер мухлюет! Ну, не может такой герой сломаться из-за какой-то фигни, не может такой манипулятор раскиснуть и стать мимимшной квашнёй….просто так. Я знала и… режиссёр, ловко манипулируя мной, зрителем, дал мне повод собой погордиться – я угадала! Как и киноакадемики, вручившие картине три «Оскара», и жюри ещё десятка фестивалей и конкурсов. В фильме гениально всё: от идеи, сюжета, проблемы, картинки, звука, рисующего порой ярче картинки, кадра до восторга, сочувствия, уважения, но не ненависти к деспотичному самодуру, выбивающему из посредственных дуделок в дуду, пилилок по струнам, долбителей по барабанам – искру божью… Флеч псих и подонок…Гениальный, черт возьми, подонок!

«Нет на свете слова более вредного и опасного, чем "молодец"»

Пару лет назад профессор зарубежной литературы на журфаке МГУ сказал фразу, которая меня обидела. Говорил её он не мне, и вообще в контексте ревущих 20-х и века джаза в Америке – времени появления обожаемых мной «Великого Гэтсби», «Американской трагедии» и «Мартина Идена». Он сказал, что джаз – это импровизация, джаза по нотам не бывает, а тот, кто играет джаз по нотам не музыкант вообще. Пфф, подумаешь… А я вот играю джазовые пьесы по нотам, потому что память у меня, как у барабанщика в оркестре Флетчера – я нот не помню. Их помнят руки, а поскольку играю я редко, то и в руках память…девичья. Вот и…выходит, я не музыкант. Какая жалость. После фильма «Одержимость» в своём немузыкантстве я смиренно убедилась, потому что джаз – это способность слышать между нотами свою музыку и играть её.

Тем прекраснее фильм, поднимающий мастерство и миссионерство музыканта на такую высоту, где нет ни логики, ни эмоций. Только страсть, одержимость и… поток из высших сфер, пульсирующий ритмами, через барабанные палочки, смычок, клавиши и музыканта.

Whiplash — букв. кнут, хлыст, работа из-под палки

До этого фильма я, честно, не знала, что барабаны с тарелками стучат… по нотам! Я ещё много чего не знаю (тем интереснее живётся)) А вот о том, что истинные музыканты живут почти как в балете, где в порядке вещей ради первой роли (читай - партии) не проблема насыпать стекла в пуанты сопернице (читай – спереть ноты перед выступлением) – догадывалась.
Выдавить гения из-под палки: великая «Одержимость» ритмом

Фильмы про становление, воплощение или гибель гениального – увлекательны и манящи, как мерцающие звёзды в загородном ночном небе – их там так много, они так ярки и, кажется, руку протяни – достанешь, а, однако ж, нет. Так и с фильмами про гениев – всегда любопытно наблюдать, в какую историю облекут кинотворцы очередную истину про «терпенье и труд», которые до величия доведут… или нет… И, кажется, будто всё так просто, так очевидно, так доступно…

«Одержимость» - история про двух фанатиков, учуявших друг друга в музыкальном училище. Классический ход с деспотичным, хамоватым, на грани безумия эксцентричным преподом, учиться у которого считают за честь и мечтают все – воссоздан в фильме по всем канонам, как говорится. Препод самовлюблен и цену себе знает. Знает, как ученики, не учившиеся у него, его боготворят и как мечтают попасть в его оркестр. Ниман – студент-барабанщик, социо-лузер, матери нет, отец – писатель-неудачник, спасающийся от этого преподавательством (неплохим, однако, ибо у него даже награды есть за это), подружки нет, вечера проводит с папашей за просмотром старых кинолент в кино, а всё остальное время – стучит в барабаны. А еще Ниман уверен в своей цели стать великим барабанщиком для чего он постоянно слушает записи и репетирует.

За этим занятием его однажды и застаёт Флетчер, тестирует, играет с ним в психологические кошки-мышки, то кинется в мальчишку надеждой, то исчезнет, как мираж. Мираж в итоге маячит перед глазами Нимана снова, на репетиции перед всей группой, где Флетчер разыгрывает якобы тестирование музыкантов, на самом деле ради того, чтобы затюканного, вечно смотрящего в пол Нимана перед всеми пригласить к себе в оркестр.

— Слушай, главное — это расслабиться. Плевать, кто из вас лучше. Плевать, что думают остальные. Ты здесь не просто так. Ты ведь веришь в это? Скажи это!
— Я здесь не просто так...
— Круто. Ну, а раз так — кайфуй!


Жизнь удалась?! Мальчишка знакомится с продавщицей поп-корна, начинает улыбаться и смотреть перед собой – его способности признал сам Флетчер! Но попасть в его оркестр ещё ничего не значит. Вылететь из него так же просто, внезапно и непредсказуемо. О чем Ниман узнает на первой же репетиции, которая оказывается на 3 часа позднее указанного Флетчером времени.

Популяшкой с кучей друзей Ниман не был, ему не тяжко в удрученно молчащем оркестре Флетчера, вытягивающегося струной при входе дирижера. А вот сцена с издевательским отчислением якобы фальшивящего музыканта озадачивает Нимана, который огребает своеобразной дидактической методы Флетчера следующим.

Что это? Как это воспринимать и оценивать?! Ниман в недоумении. Да и я не знаю. С одной стороны, безусловно, осуждаю. А с другой, – стокгольмский синдром – странная штука, разгадывают которую с 1936 года. Почему чемпионы защищают своих деспотичных тренеров? Почему великие музыканты считают гениями своих не то, чтобы лояльных учителей? Почему результаты, получаемые из-под палки так значительны? Я не знаю, и верить в молочную природу человека, из которой масло можно взбить только методичным регулярным битьём.Хотя сама однажды побывала в условиях, схожих с теми, в какие попал Ниман.

Я однажды училась одному навыку…игры, но не на музыкальных инструментах. Учителя были калькой Флетчера. Молодые ребята с совершенно извращенными представлениями о воспитании и коммуникациях. Они учили так, что за выпускников их школы боролись на рынке труда, а ещё они унижали, топтали, ломали детей-первокурсников за малейшие ошибки, слабину, опоздание – пшел вон! Меня прогоняли трижды. Но история сложилась, как в анекдоте про свидетеля иеговы и продавца суперкосметики – финал непредсказуем.

Как у Нимана. Он посмел уличить Флетчера в неадеквате, он ответил на «шах» Флетчера «матом», какой смог сделать, несмотря на уважение и тайное обожание своего мучителя. Он отыгрался и… сломался. Он наигрался.

А Флетчер нет. Поэтому случайная встреча (как и случайное появление Флетчера в репетиционной комнате Нимана в начале фильма) снова сводит ученика и учителя, окунает зрителя в дивнейшую сцену «милашка Флеч и душка Ниман ностальгируют», здесь же одержимый гуру произносит свою коронную речь, объясняющую его не совсем стандартное поведение с музыкантами:

— Я хотел, чтобы вы преодолели пределы ожидаемого. Я думаю, что это абсолютно необходимо. Иначе мы лишим мир нового Луи Армстронга, нового Чарли Паркера. Я же рассказывал тебе, как Чарли Паркер стал Чарли Паркером?
— Джо Джонс швырнул в него тарелкой.
— Точно. Паркер-юнец неплохо играет на саксе, вот он выходит с оркестром на сцену и все портит. Джонс чуть ли не обезглавил его за это. Под смех оркестра. Паркер всю ночь проплакал, но уже на утро – что он делает? – репетирует. И репетирует, и репетирует. Думая только об одном: над ним больше не будут смеяться. Через год он возвращается в Рино, снова выходит на сцену и выдает самое охренительное соло, которое слышал мир. А представь, что Джонс сказал бы: «Да не парься, Чарли, э, нормально было, молодец!». Тогда Чарли подумал бы: «Насрать, я же неплохо сыграл». И все, конец, нет Птахи. Для меня это величайшая трагедия. Но миру сейчас нужно именно это. Неудивительно, что джаз умирает. Я вот думаю, и с каждым альбомом джаза из Старбакса убеждаюсь все больше, что нет в нашем языке слова вреднее и опаснее, чем... «молодец».
— А где же грань? Может, вы перестараетесь, и тогда новый Чарли Паркер сломается и не станет Чарли Паркером?
— Нет, что ты, нет. Настоящий Чарли Паркер никогда не сломается.


Паркер не сломается, а Ниман? Как поведёт себя милашка-Ниман, решивший поддержать старого разжалованного деспота, который выступает в Карнегги-Холле со старой программой без ударных? Как он поведёт себя в очередной партии-схватке с ошалевшим психом-дирижером, упёршимся в намерение выбить из Нимана нового Чарли Паркера, хочет тот, может ли – не важно!

Я, честно говоря, ожидала какого-то трэш-финала в духе хоррора – инфаркта, сумасшествия… Я и в сцене игры Нимана на конкурсе после автокатастрофы была уверена, что это сон, галлюцинация. В моей системе координат такое поведение Флетчера было за гранью реальности. К концу фильма за грань реальности вышло поведение Нимана. И тогда, в потоке за гранью реальности, родился тот, кого, как неумелая поветуха, выковыривал, матерясь и чертыхаясь, одержимый Флетчер.

После просмотра фильма, я кинулась искать саундтрек к нему – действительно ли существуют эти музкомпозиции, действительно ли ритм может быть настолько значимым. Нашла. Прослушала. И даже поняла, почему играю джазовые пьесы по нотам. Я играю мелодии. А для них нужны ноты. В джазе ж ведёт ритм. А ритм отбивается сердцем – когда получается его настроить на нужный ритм, мелодия бежит сама, а ритм пульсирует в инструменте, пальцах, музыканте…


Доходила до одержимости ритмом Ирма Каплан
скачать dle 10.4фильмы бесплатно
Похожие новости
  • «Великий рояль» или «Торжественный финал» - а как назовёте триллер с хоббитом в главной роли вы?
    «Великий рояль» или «Торжественный финал» - а как назовёте триллер с хоббитом в главной роли вы?
    Вы представляете себе триллер с главным героем пианистом? А триллер с главным героем пианистом, которого играет голубоглазый хоббит? Впрочем, что...
  • «Чемпионы» - кино про наших героев
    «Чемпионы» - кино про наших героев
    Я неоднократно видела и слышала хорошие отзывы о фильме и, посмотрев его, убедилась и ощутила сама, как он хорош. Как он необходим был в преддверии...
  • «Я-Сэм» (I’m Sam) – love is all you need
    «Я-Сэм» (I’m Sam) – love is all you need
    «Совершенно ясно, что развитие человека не распространяется на его способности любить»....
  • Поэзия серой обречённости – фильм «Сын» Арсения Гончукова
    Поэзия серой обречённости – фильм «Сын» Арсения Гончукова
    «…я провалился в себя, куда-то туда, глубоко…»...
  • «Игрок» в жизнь
    «Игрок» в жизнь
    - Сколько будете ставить? - Пока всё не проиграю!...
  • Вас может это заинтересовать
  • «Великий рояль» или «Торжественный финал» - а как назовёте триллер с хоббитом в главной роли вы?
    «Великий рояль» или «Торжественный финал» - а как назовёте триллер с хоббитом в главной роли вы?
    Вы представляете себе триллер с главным героем пианистом? А триллер с главным героем пианистом, которого играет голубоглазый хоббит? Впрочем, что...
  • «Чемпионы» - кино про наших героев
    «Чемпионы» - кино про наших героев
    Я неоднократно видела и слышала хорошие отзывы о фильме и, посмотрев его, убедилась и ощутила сама, как он хорош. Как он необходим был в преддверии...
  • «Я-Сэм» (I’m Sam) – love is all you need
    «Я-Сэм» (I’m Sam) – love is all you need
    «Совершенно ясно, что развитие человека не распространяется на его способности любить»....
  • Поэзия серой обречённости – фильм «Сын» Арсения Гончукова
    Поэзия серой обречённости – фильм «Сын» Арсения Гончукова
    «…я провалился в себя, куда-то туда, глубоко…»...
  • «Игрок» в жизнь
    «Игрок» в жизнь
    - Сколько будете ставить? - Пока всё не проиграю!...
  • Все анонсы
    В кинотеатрах с 14 июня!
    9-06-2018, 17:34 Подробнее

    5 июля в ресторане «Облака» состоится «День Премьер» при поддержке лейбла TREND Music».
    4-06-2018, 02:56 Подробнее

    25 мая 2018 года в Москве состоится первая Международная Нетворкинг конференция - Friday Networking.
    20-05-2018, 16:55 Подробнее

    14 апреля состоится День Рождения UNIVERSE под треки от DJ Olesia Bond
    11-04-2018, 19:47 Подробнее
    Все гости
    Дмитрий Янковский - оперный и эстрадный певец, актер, солист театра «Геликон опера», исполнитель главных ролей в мюзиклах «MAMMA MIA!» и «Красавица и чудовище» компании «Stage Entertainment», солист музыкального проекта «Новые голоса» и проекта «NeoClassic» - Новая Классика Дмитрия Янковского.
    1-11-2015, 17:34 Подробнее

    В этот раз гостем нашей редакции стал талантливый, многогранный и крайне творческий человек. Владимир Преображенский - журналист, пресс-секретарь Гильдии ювелиров России и Ювелирного дома «Эстет», обозреватель журнала «Эстет», музыкант, автор и продюсер фестиваля «Бархатное подполье», лидер
    5-10-2015, 16:15 Подробнее
    • Статистика
    • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl  +  enter
    Возрастная категория сайта 12+
    © 2015, все права защищены / www.fg24.ru
    Создание сайта SM Web Studio
    X

    Имя


    сообщение!