Каков он - «Антихрист» Ларса фон Триера?

Комментарии: 0 Просмотры: 379
13-08-2011, 23:11
Не будите женских демонов, особенно, если они прячутся в подсознании, а то будет вам не только «Антихрист», но и полный «Армагеддон», и никакой Брюс Уиллис не поможет!
Каков он - «Антихрист» Ларса фон Триера?

Полуторачасовое безумие с эротико-эзотерико-извращенческими мотивами ошарашивает красотой картинки, эстетикой смерти, ужасного и отвратительного. С первых кадров. Когда под дивную арию из оперы Генделя «Ринальдо» вы завороженно смотрите на… ну, нет, не на животное соитие внешне сильно непривлекательных героев, а на фон: полумрак, ветер, парящие снежинки, замедленная съемка, предчувствие неизбежного…

Этот фильм мне советовали просмотреть перед «Нимфоманкой», но у меня случилось наоборот, «Антихриста» смотрю после. И поражаюсь…всему. Схожести даже в своеобразных увертюрах к основному действию, мифологичности, личному режиссерскому подтексту, сквозящему во всем действе, символизму и чудовищной красоте, эстетике ужасного. Когда красота фона заставляет восхищаться, глядя на ужасное, на смерть, на совокупление, ставшее косвенной причиной смерти и т.п. Красоте фона, на котором фигурками людей разыгрываются жуткие партии потусторонних сил.

Итак, увертюра «Антихриста» в том, что, отдавшись процессу совокупления, родители не замечают, как ребенок выходит в окно. Беда, все горюют, винят друг друга в тайне, мать месяц в клинике под препаратами. Отец оказывается психологом и забирает жену из клиники на домашний режим лечения. Копается в её страхах и воспоминаниях, везет в лес, где она с сыном проводила лето, якобы, для исследовательской работы на тему женоубийств в средневековье и т.п.
Каков он - «Антихрист» Ларса фон Триера?

Отсюда вступает один из главных инструментов кинооркестра - миф. Именно скандинавская мифология, на мой взгляд, становится инструментом Триера, которым он городит свою версию антихристового явления.

Греховность женщины, по Триеру, – априорна. Как вначале было слово, так в основе женского существа был грех. И здесь и в «Нимфоманке» героиня, которую играет та же Шарлотта Генсбур, осязаемо, слышно и видно несёт знамя греховности в своем поведении, внешности, делах и мыслях.

Полагаю, здесь находит воплощение та самая бергмановская манера бороться с личными комплексами через искусство кино. Отношение режиссера к матери изрядно пошатнулось после её предсмертного откровения о том, что отцом его был вовсе не полуеврей Ульф, а вполне себе немец некий Фриц Хартман. Можно предположить, что женщина как олицетворение греха у Триера, – тема личная, выстраданная и с каждой картиной обрастающая новыми деталями и интерпретациями.

В «Антихристе» Триер через миф раскрывает свое понимание женской природы. Изначально греховной и разрушительной, несмотря на то, что она создана созидать. В том-то и фишка. Хочу – созидаю, не хочу – разрушаю!

Лес – как потустороннее царство природы, натуры, естества, духов – сам по себе волшебен и во многих культурах наделен соответствующими качествами. Так Триер еще и подчеркивает это переходом героев через мост над ручьем, после чего они оказываются в другом, полуреальном мире с галлюцинациями, странными звуками, необычным поведением. О присутствии потустороннего постоянно напоминает внезапно налетевший ветер.
Избушка под дубом - еще один символ, как и дубовое дерево, которое «атакует» желудями дом во время ветра и дождя. Гораздо более символично другое дерево, которое, скорей всего, ассоциируется со скандинавским древом жизни ясенем Иггдрасиль. К нему убегает самоудовлетворяться героиня, там же, на вывернутых корнях, совокупляется с героем, который пытается отучить жену от подобного лечения своих психических проблем. Жуткие корни и серые руки, вылезающие из-под корней древа, отсылают к легенде о том, что корни ясеня уходят вглубь подземного мира, где царит зло и смерть. Оттуда, надо полагать, и лезут костлявые мертвяцкие пятерни в сцене, изображенной на афише и обложках DVD с фильмом.

Под видом психотерапии муж копается в страхах и патологиях психики у жены, которая периодически горюет о погибшем сыне, набрасывается в корчах вожделения, снова горюет. Пока муж постепенно докапывается до сути и начинает подозревать шизоидные припадки у жены, ему самому уже мерещатся мифические животные. То олениха с мертвым недорожденным детёнышем, то оживший труп лисицы, то ожившая ворона в лисьей норе, которая не только откопалась из земли и закаркала, но и побиваемая камнями, продолжала граять.

Все эти звери – лиса, ворона, олень – тоже мифологичны. Хотя трактовки каждого из них различны. Кроме, пожалуй, оленя, который, согласно мифу, поедает листья с ветвей ясеня Иггдрасиля, а те снова и снова вырастают. Он представляется символом возрождения и бега времени, а мертворожденный олененок, видимо, намекает на то, что с данными героями никакого бега времени и возрождения не случится. Лису в одной из интерпретаций связывали с Тором (рыжий цвет), в другой, кажущейся мне более уместной в контексте фильма, - с Локи – божеством коварства, обмана. Саму же лису ассоциируют с хитростью, соблазном и обманом. А вот ворон – помимо привычного и для славян символа смерти, зла, чертовщины, с позиции скандинавской мифологии и вовсе связан с женским духом Хагаллой (Хаг). В одном из сетевых справочников встретилось такое определение этого духа: «Женский дух с крыльями ворона, покровительница дождя. Согласно поверью она носит в своем переднике мелкие камни и, рассыпая их, вызывает дождь. Считалось, что если она постучит крыльями в окно какого-то дома, вскоре кто-то в нем умрет».

Это и случается с героями – полная вакханалия безумия, смерти и патологического вожделения. В некоторые моменты фильм по накалу жути напомнил впечатления от первого просмотра фильма «Мизери» по СтивенКинговской книге. Жертва оказывается палачом своего же спасителя. Попытка исцелить психологическую травму жены вскрывает еще более запущенные «язвы» подсознания, женской натуры, где греховное вожделение, разрушение и кровожадность перемежается с раскаянием и просьбами о помощи. В итоге герой балансирует на грани жизни и смерти, но в силу волшебной живучести противостоит разбушевавшейся женской стихии, и даже побеждает её в образе жены.

Перекалеченный он ковыляет прочь из лесу, но…. Финал его оказывается horror-версией рекламы мужской пшикалки AXЕ. Что, полагаю, доказывает непобедимость женской разрушительной природы, которая еще сильнее оказывается на этой самой природе, в лесу, в царстве натуры и животных инстинктов.

Разглядеть у Триера в картинах можно и гораздо больше, глубже, интереснее, при желании. Не говоря уж о постоянном заигрывании со зрителем, с его чувством прекрасного и ужасного, его привычно-гуманным восприятием искусства. А у Триера оно, на мой взгляд, сильно пытается быть дегуманизированным. Абстрагироваться от принятых интерпретаций и восприятий.
Каков он - «Антихрист» Ларса фон Триера?

Режиссер выпускает в искусство своих демонов. Их у него много и он ими гордится. Убедиться в этом можно не только прочитав его биографию, интервью или книгу Стига Бьёркмана, но и пересмотрев разом несколько его картин, увидеть самого режиссера, тонко и филигранно спрятавшегося в сюжете, диалогах, символах, звуках, мыслях, оставляемых в зрителе после просмотра. А это оказывается весьма интересным.


Ужасалась разрушительной силе женских демонов Ирма Каплан
скачать dle 10.4фильмы бесплатно
Похожие новости
  • Фильм «Нимфоманка» Ларса von Триера, часть 2 - Шахерезада с синей бородой
    Фильм «Нимфоманка» Ларса von Триера, часть 2 - Шахерезада с синей бородой
    6 марта 2014 года в кинотеатрах продолжилась и завершилась история приключений одержимой любовью к похоти барышни....
  • Фильм «Нимфоманка» Ларса von Триера, часть 1 - рыбак рыбака видит издалека!
    Фильм «Нимфоманка» Ларса von Триера, часть 1 - рыбак рыбака видит издалека!
    «Вожделение всё разрушало вокруг меня!»...
  • Фильм
    Фильм "Вий", 2014
    «Беги, Джонатан, беги!»...
  • Фильм «Астрал» - отправляясь в астрал, не забудьте компас!
    Фильм «Астрал» - отправляясь в астрал, не забудьте компас!
    Insidious – вообще-то никакой не астрал, а «хитрый, коварный», в переводе. И этот перевод намекает на суть главного злодея фильма....
  • Поэзия серой обречённости – фильм «Сын» Арсения Гончукова
    Поэзия серой обречённости – фильм «Сын» Арсения Гончукова
    «…я провалился в себя, куда-то туда, глубоко…»...
  • Вас может это заинтересовать
  • Фильм «Нимфоманка» Ларса von Триера, часть 2 - Шахерезада с синей бородой
    Фильм «Нимфоманка» Ларса von Триера, часть 2 - Шахерезада с синей бородой
    6 марта 2014 года в кинотеатрах продолжилась и завершилась история приключений одержимой любовью к похоти барышни....
  • Фильм «Нимфоманка» Ларса von Триера, часть 1 - рыбак рыбака видит издалека!
    Фильм «Нимфоманка» Ларса von Триера, часть 1 - рыбак рыбака видит издалека!
    «Вожделение всё разрушало вокруг меня!»...
  • Фильм
    Фильм "Вий", 2014
    «Беги, Джонатан, беги!»...
  • Фильм «Астрал» - отправляясь в астрал, не забудьте компас!
    Фильм «Астрал» - отправляясь в астрал, не забудьте компас!
    Insidious – вообще-то никакой не астрал, а «хитрый, коварный», в переводе. И этот перевод намекает на суть главного злодея фильма....
  • Поэзия серой обречённости – фильм «Сын» Арсения Гончукова
    Поэзия серой обречённости – фильм «Сын» Арсения Гончукова
    «…я провалился в себя, куда-то туда, глубоко…»...
  • Все анонсы
    На XIII Международной туристической выставке «Интурмаркет» Алтайский край, являющийся Стратегическим партнером, представляет экспозицию региона площадью 800 м2.
    20-01-2018, 03:14 Подробнее

    30 ноября в столице отметят самых успешных и состоявшихся леди страны. Конкурс-номинация «Леди России-2017» состоится в рамках международного конкурса Lady Universe-2017. Проект уже завоевал большую популярность в нашей стране благодаря своей социальной идее. Он позволяет выявить и отметить успехи
    16-11-2017, 12:12 Подробнее

    В среду, 22 ноября, Li'RAW и "Мумий Тролль Music Bar" приглашают всех на концерт - презентацию альбома "Пьедестал"!
    5-11-2017, 13:03 Подробнее

    тема: ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СЕРИАЛ В НАЦИОНАЛЬНОМ КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
    30-10-2017, 00:48 Подробнее
    Все гости
    Дмитрий Янковский - оперный и эстрадный певец, актер, солист театра «Геликон опера», исполнитель главных ролей в мюзиклах «MAMMA MIA!» и «Красавица и чудовище» компании «Stage Entertainment», солист музыкального проекта «Новые голоса» и проекта «NeoClassic» - Новая Классика Дмитрия Янковского.
    1-11-2015, 17:34 Подробнее

    В этот раз гостем нашей редакции стал талантливый, многогранный и крайне творческий человек. Владимир Преображенский - журналист, пресс-секретарь Гильдии ювелиров России и Ювелирного дома «Эстет», обозреватель журнала «Эстет», музыкант, автор и продюсер фестиваля «Бархатное подполье», лидер
    5-10-2015, 16:15 Подробнее
    • Статистика
    • Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
    Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl  +  enter
    Возрастная категория сайта 12+
    © 2015, все права защищены / www.fg24.ru
    Создание сайта SM Web Studio
    X

    Имя


    сообщение!